Специальная педагогика

Факультет Специальной педагогики при Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами является одним из факультетов, занимающихся подготовкой кадров по обучению и воспитанию детей с нарушениями в развитии. 

     Подготовка специалистов-дефектологов в Узбекистане началось примерно пол века назад и с этого момента Ташкентский государственный педагогический университет является одним из основополагающих учреждений в Средней Азии и Казахстане по подготовке кадров, занимающихся обучением и воспитанием детей с особыми потребностями. 


В 1966 году по предложению Министерства народного образования был организован Совет.  В данном совете участвовали бывший заместитель министра образования УзССР  С.А.Панченко,  научный секретарь– М.Н.Ходжаева, Н.Р. Рахманов с Научно-исследовательского Института педагогических наук Узбекистана, директор вспомогательной школы №66 Г.Ш. Айтметова, А.Н.Ситковская, Д.М.Оренберг  из специального интерната №1, из российских учёных  в области дофектологии профессора, кандидаты наук М.И.Земцова, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, М.И.Кузмицкая. На повестке дня Совета была “Подготовка кадров-дефектологов в Узбекистане”.  После всестороннего рассмотрения данного вопроса, было принято постановление о подготовке дефектологических кадров в Узбекистане. После данного постановления  в 1967 году  было основано отделение Дефектология при факультете “Педагогика и психология” в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами.  


            В 1973 году в отделении Дефектология  факультета Педагогика ва психология было олткрыто направление “Сурдопедагогика”, в это направление было зачислено 27 студентов. С этого года началась подготовка учителей начальных классов школ для детей с нарушением слуха. 


            В 1981 году кафедра Дефектологии разделилась на 2 самостоятельные кафедры: “Олигофренопедагогика и логопедия”, а также   “Сурдопедагогика и клинические основы дефектологии”. В двух кафедрах 17 преподавателей вели свою научную и педагогическую деятельность: один профессор доктор медицинских наук М.Г.Мирзакаримова, семь кандидатов наук, доценты: С.Ш.Айтметова, А.И.Сагатов, И.А.Алимова, Р.М.Кариева, С.Г.Ким, И.Г.Радищева, Э.Б.Эм, девять преподавателей: О.С.Маймор, В.С.Рахманова, К.Х.Мамедов, Х.Пўлатова, Н.А.Мазалова, М.Мирзахмедова, О.С.Рогачева, И.К.Кислицина, Н.В.Соседова. В этом же году  Дефектология получила статус факультета и тем самым количество учащихся в этом отделении возросло.  


       Для усовершенствования процесса подготовки специалистов дефектологов преподаватели факультета были прикреплены к факультетам Дефектология города Москвы, Киева и других городов. 


В 1999  году факультет Дефектология был объединён с факультетом “Начальное образование” и одновременно с этим началась подготовка специалистов по направлениям логопедия, суродопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. 


С объявлением 2007 года первым Президентов Республики Узбекистан “Годом социальной защиты” а также основание Гсударственной программы под этим названием было большое внимание уделено подготовке специалистов-дефектологов. С целью  выполнения намеченных в программе задач дефектология отделилась от факультета Начальное образование  и  единовременно основались две кафедры: ва ва факультети қошида “Коррекционная педагогика” и  “Методики специального образования”.


В 2016 году  Дефектология объединившись с факультетом  Педагогика и психология организовали единый факультет Педагогики. В состав данного факультета входили направления Дефектологии, Дошкольного образования, Психологии. В 2017 году, спустя некоторый промежуток времени, по напралению  Дефектология были организованы Заочное и Специальное заочное отделения по направлению Дефектология.


В 2018 году Дефектология получила статус самостоятельного факультета и название Специальная педагогика. При факультете были организованы три кафедры: Логопедия, Олигофренопедагогика и Сурдопедагогика. В настоящее время на факультете существует дневной и вечерний вид образования, специальное заочное и заочное отделение. Начиная с данного года на факультет стали приниматься студенты по трём направлениям: логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика.        


В настоящее время на факультете ведут свою педагогическую и научную деятельность один доктор педагогических наук Л.Р. Муминова, три профессора: кандидата педагогических наук М.Ю. Аюпова, кандидат филологических наук З.Н. Мамараджабова,  кандидата педагогических наук П.М. Пулатова, семь доцентов Х.М. Пулатова, Л. Ш. Нурмухамедова, З.М.Ахмедова, Ш.М. Амирсаидова, Д.А. Нуркелдиева, М.П. Хамидова,  Н.В. Соседова, старшие преподаватели З.И. Исламбекова, Н.З. Абидова, М.У. Хамидова, С.М. Пулатова, преподаватели Н.Қ. Абидова, И. Хамраева, Н.З Рахмонова, Н. Мусаева, Б.Х. Хусниддинова, Д.А. Мусаева, С.Ю. Шамсиева, О. Ахмедова, Н.С.Ёдгорова, Д.Т.Гапурова. 


Обязанности декана на данном факультете выполняет кандидат психологических наук  доцент Н. Г. Камилова.

Маматкулов Дониёр Анварович

кандидат биологических наук, профессор

Маматкулов Дониёр Анварович родился 17 марта 1972 года в Бувайдинском районе Ферганской области, национальность – узбек.

712767852
inbox.uz@mamatqulov

Факультет Специальной педагогики при Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами является одним из факультетов, занимающихся подготовкой кадров по обучению и воспитанию детей с нарушениями в развитии.


Подготовка специалистов-дефектологов в Узбекистане началось примерно пол века назад и с этого момента Ташкентский государственный педагогический университет является одним из основополагающих учреждений в Средней Азии и Казахстане по подготовке кадров, занимающихся обучением и воспитанием детей с особыми потребностями.


В 1966 году по предложению Министерства народного образования был организован Совет. В данном совете участвовали бывший заместитель министра образования УзССР С.А.Панченко, научный секретарь– М.Н.Ходжаева, Н.Р. Рахманов с Научно-исследовательского Института педагогических наук Узбекистана, директор вспомогательной школы №66 Г.Ш. Айтметова, А.Н.Ситковская, Д.М.Оренберг из специального интерната №1, из российских учёных в области дофектологии профессора, кандидаты наук М.И.Земцова, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, М.И.Кузмицкая. На повестке дня Совета была “Подготовка кадров-дефектологов в Узбекистане”. После всестороннего рассмотрения данного вопроса, было принято постановление о подготовке дефектологических кадров в Узбекистане. После данного постановления в 1967 году было основано отделение Дефектология при факультете “Педагогика и психология” в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами.


В 1973 году в отделении Дефектология факультета Педагогика ва психология было олткрыто направление “Сурдопедагогика”, в это направление было зачислено 27 студентов. С этого года началась подготовка учителей начальных классов школ для детей с нарушением слуха.


В 1981 году кафедра Дефектологии разделилась на 2 самостоятельные кафедры: “Олигофренопедагогика и логопедия”, а также “Сурдопедагогика и клинические основы дефектологии”. В двух кафедрах 17 преподавателей вели свою научную и педагогическую деятельность: один профессор доктор медицинских наук М.Г.Мирзакаримова, семь кандидатов наук, доценты: С.Ш.Айтметова, А.И.Сагатов, И.А.Алимова, Р.М.Кариева, С.Г.Ким, И.Г.Радищева, Э.Б.Эм, девять преподавателей: О.С.Маймор, В.С.Рахманова, К.Х.Мамедов, Х.Пўлатова, Н.А.Мазалова, М.Мирзахмедова, О.С.Рогачева, И.К.Кислицина, Н.В.Соседова. В этом же году Дефектология получила статус факультета и тем самым количество учащихся в этом отделении возросло.


Для усовершенствования процесса подготовки специалистов дефектологов преподаватели факультета были прикреплены к факультетам Дефектология города Москвы, Киева и других городов.


В 1999 году факультет Дефектология был объединён с факультетом “Начальное образование” и одновременно с этим началась подготовка специалистов по направлениям логопедия, суродопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика.


С объявлением 2007 года первым Президентов Республики Узбекистан “Годом социальной защиты” а также основание Гсударственной программы под этим названием было большое внимание уделено подготовке специалистов-дефектологов. С целью выполнения намеченных в программе задач дефектология отделилась от факультета Начальное образование и единовременно основались две кафедры: ва ва факультети қошида “Коррекционная педагогика” и “Методики специального образования”.


В 2016 году Дефектология объединившись с факультетом Педагогика и психология организовали единый факультет Педагогики. В состав данного факультета входили направления Дефектологии, Дошкольного образования, Психологии. В 2017 году, спустя некоторый промежуток времени, по напралению Дефектология были организованы Заочное и Специальное заочное отделения по направлению Дефектология.


В 2018 году Дефектология получила статус самостоятельного факультета и название Специальная педагогика. При факультете были организованы три кафедры: Логопедия, Олигофренопедагогика и Сурдопедагогика. В настоящее время на факультете существует дневной и вечерний вид образования, специальное заочное и заочное отделение. Начиная с данного года на факультет стали приниматься студенты по трём направлениям: логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика.


В настоящее время на факультете ведут свою педагогическую и научную деятельность один доктор педагогических наук Л.Р. Муминова, три профессора: кандидата педагогических наук М.Ю. Аюпова, кандидат филологических наук З.Н. Мамараджабова, кандидата педагогических наук П.М. Пулатова, семь доцентов Х.М. Пулатова, Л. Ш. Нурмухамедова, З.М.Ахмедова, Ш.М. Амирсаидова, Д.А. Нуркелдиева, М.П. Хамидова, Н.В. Соседова, старшие преподаватели З.И. Исламбекова, Н.З. Абидова, М.У. Хамидова, С.М. Пулатова, преподаватели Н.Қ. Абидова, И. Хамраева, Н.З Рахмонова, Н. Мусаева, Б.Х. Хусниддинова, Д.А. Мусаева, С.Ю. Шамсиева, О. Ахмедова, Н.С.Ёдгорова, Д.Т.Гапурова.
Обязанности декана на данном факультете выполняет кандидат биологический наук профессор Д.А.Mаматкулов.

На факультете 3 кафедры. Кафедры "Логопедия", "Сурдопедагогика" и "Олигофренопедагогика"

Устав
Факультет Специальная педагогика является составным подразделением управленческо-организационной структуры Ташкентского Государственного Педагогического университета имени Низами. Его деятельность направлена на обучение студентов по направлениям Логопедия, Олигофренопедагогика, Сурдопедагогика и по этим же специальностям готовятся магистры.
I. Общие правила
1.1. Постановление факультета Специальная педагогикa (далее - Положения факультета) основано на Положении «О факультете высшего образования», приказе Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 3 декабря 2011 года № 487 подтверждено. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 23 декабря 2018 года, распоряжение Ташкентского государственного педагогического университета об утверждении новой редакции Устава и приказа № 487 2011 года и дальнейшего совершенствования деятельности Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами была пересмотрена и утверждена в организационной структуре университета в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №153 от 13 мая 2018 года.
1.2. Данное Положение определяет порядок организации преподавательской деятельности в высшем учебном заведении.
Факультет является составной частью структуры Высшего учебного заведения, которая включает преподавательскую, преподавательскую и исследовательскую деятельность в одной или нескольких смежных дисциплинах, а также обучение, переподготовку и переподготовку научных и научно-педагогических кадров, организационной, духовно-просветительской и воспитательной работы.
1.3. В своей деятельности факультет руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, постановлениями, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета министров, Законом «Об образовании», Национальной программой подготовки кадров, Трудовой кодекс, нормативно-правовые акты и инструкции Министерства высшего и среднего специального образования, а также внутренние правила и мораль университета, коллективный договор и настоящий Устав.
1.2. На факультете работают кафедры «Сурдопедагогика», «Логопедия» и "Олигофренопедагогика".
1.3. На факультете студенты обучаются по трем дисциплинам. Это «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика».
1.4. Факультет имеет свою собственность и несет ответственность за свое имущество в соответствии со своими обязательствами.
1,5. Юридический адрес факультета: 100070, Ташкент, Чиланзарский район, ул. Бунёдкор 27, 2 учебное здание.

II. Основные задачи и направления факультета
- качественная подготовка высококвалифицированных педагогических кадров для системы непрерывного образования в Республике по международным стандартам;
- участие в разработке государственных образовательных стандартов, учебных программ и программ, научно-методической литературы по соответствующему педагогическому образованию, специализациям и специализациям, с учетом опыта развитых иностранных учебных заведений, или предложение по тестированию и внедрению педагогических технологий;
- осуществление комплексной духовной и образовательной работы, направленной на воспитание педагогов, инженеров-педагогов и научно-педагогических кадров как научно-педагогических, всесторонне продвинутых, конкурентоспособных специалистов, независимо от ведомственного соответствия;
- участие в создании и совершенствовании государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, учебных программ и программ, учебно-методической литературы и ресурсов электронного обучения;
- Вносить предложения по развитию сотрудничества с зарубежными высшими учебными заведениями и исследовательскими центрами для реализации совместных исследовательских проектов, привлекать ведущих иностранных специалистов в учебный процесс.

III. Субъекты учебной и научно-методической работы, их права и обязанности
студенты:
3.1. Ректор университета является студентом этого университета. Студентам бесплатно предоставляется студенческая карточка и счетная книга.
3.2. Студенты факультета имеют следующие права:
- Приобретение знаний, связанных с наукой, технологиями и современными технологиями;
- бесплатное использование публикаций, периодических изданий и ресурсов электронного обучения в информационном центре университета;
- получить бесплатные советы и инструкции;
- бесплатное использование аудиторий, учебных пособий в учебном процессе;
- представить свои предложения и критические замечания об эффективности образовательного процесса и качества образования руководству учебного заведения, деканата и департамента в соответствии с установленной процедурой и запросить их рассмотрение;
- участие в духовных и образовательных и спортивных мероприятиях, проводимых на уровне университета и факультета;
- активное участие в научных исследованиях и научных конференциях;
- стать членом общественных объединений, действующих юридически в университете;
- во время учебы факультет занимается духовным, образовательным, ремонтным, строительным, садоводческим, сельскохозяйственным и другим общественным и неправовым действиями.
III. Субъекты учебной и научно-методической работы, их права и обязанности
студенты:
3.1. Ректор университета является студентом этого университета. Студентам бесплатно предоставляется студенческая карточка и счетная книга.
3.2. Студенты факультета имеют следующие права:
- Приобретение знаний, связанных с наукой, технологиями и современными технологиями;
- бесплатное использование публикаций, периодических изданий и ресурсов электронного обучения в информационном центре университета;
- получить бесплатные советы и инструкции;
- бесплатное использование аудиторий, учебных пособий в учебном процессе;
- представить свои предложения и критические замечания об эффективности образовательного процесса и качества образования руководству учебного заведения, деканата и департамента в соответствии с установленной процедурой и запросить их рассмотрение;
- участие в духовных и образовательных и спортивных мероприятиях, проводимых на уровне университета и факультета;
- активное участие в научных исследованиях и научных конференциях;
- стать членом общественных объединений, действующих юридически в университете;
- во время учебы факультет занимается духовным, образовательным, ремонтным, строительным, садоводческим, сельскохозяйственным и другим общественным и неправовым действиями.
Студент имеет право получать высококачественное и высокоуровневое образование и осуществлять другие права, не противоречащие законодательству, необходимым для его квалификации, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
Студент не должен злоупотреблять своими правами и использовать их в целях, противоречащих интересам других.
3.3. Студенты, обучающиеся в форме государственного и платного обучения, получают стипендии и стипендии, предусмотренные Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Студенты имеют право на получение стипендий и стипендий Президентом Республики Узбекистан на основании соответствующих правовых актов.
3.4. Факультет помогает учащимся, нуждающимся в жилье, размещении в высшем учебном заведении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
3.5. Студенты факультета имеют право работать в установленном порядке в свободное от учебы время.
3,6. Студент, уволенный с факультета, может быть восстановлен на основании требований, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан на основе процедуры, правил и процедур переселения, восстановления и выхода на пенсию.
Восстановление студентов, упраздненных администрацией высшего учебного заведения на основе всех форм обучения, производится на договорной основе.
Студенты университета имеют право переводить учебу (учебу) обратно в школу в соответствии с правилами и положениями, изложенными в законе.
3,7. Студенты университета должны пройти обучение в соответствии с государственными стандартами образования, квалификационными требованиями, учебными программами и программами, выполнять все виды заданий в установленные сроки и применять к Уставу Университета, внутренним нормам и морали, должен следовать.
Запрещается привлекать учащихся на работу, не связанных с учебным процессом, во время их обучения, за исключением случаев, предусмотренных в решениях Правительства Республики Узбекистан.
3,8. В случае нарушения внутренних правил и нравственности Университета, а также обязательств, изложенных в положениях о проживании, следующие дисциплинарные взыскания налагаются на порядок ученика по распоряжению ректора:
а) вы животное
б) отмена студентов.
Студент может быть уволен из университета в следующих случаях:
а) по своему усмотрению;
б) передача образования в другое учебное заведение;
в) по состоянию здоровья (на основании запроса медицинской справки);
d) за нарушение академической дисциплины и внутренних процедур высшего учебного заведения;
(e) более 74 часов без обоснованных причин в течение семестра;

- подготовка квалифицированного персонала;
- непосредственное управление учебной, научной, методической, духовной и воспитательной работой на факультете;
- обеспечение реализации государственных образовательных стандартов, учебных программ;
- организация составления расписания учебных занятий и контроль его выполнения;
- в пределах своей компетенции выпуск распоряжений, обязательных для всех преподавателей, студентов факультета, а также слушателей специальных курсов, организованных на факультете;
- решение вопросов, связанных с успеваемостью, посещаемостью, рейтинговым контролем, а также вопросами дисциплины студентов;
- подготовка проектов приказов о переводе студентов с курса на курс;
- организация участия студентов в государственной аттестации и защите выпускных квалификационных работ студентов;
- поиск, отбор одарённых студентов, организация плана индивидуальной целевой работы с ними, привлечение их для участия в олимпиадах по предметам, в конкурсах различных фондов (в том числе иностранных);
- подготовка предложения и проекта приказа о предоставлении стипендий студентам;
- координация работы по подготовке аспирантов и исследователей, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;
- управление подготовкой учебников, учебно-методических пособий по образовательным направлениям факультета;
- внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, содействие освоению преподавателями факультета новых информационных технологий;
- руководство Учёным советом факультета;
- организация и проведение научных и научно-методических конференций, межведомственных совещаний, семинаров, дискуссий с профессорами факультета и студентами факультета (по вопросам инноваций и научно-технического развития на местах, вопросам экономического развития страны и др.);
- изучение в сотрудничестве со специалистами маркетингой службы ТГПУ текущих и перспективных потребностей в кадрах по направлениям и специальностям факультета, для установления связей с различными организациями, установления деловых контактов, организации возможностей трудоустройства выпускников (целевых контрактов);
- установление партнерских отношений с соответствующими высшими и средними специальными учебными заведениями, включая зарубежные страны;
- самостоятельная организация дополнительных образовательных услуг на факультете (отдельный «центр» с собственным счетом, «Курс» и т. д.), обеспечение активного участия преподавателей и студентов в получении грантов, привлечении инвестиций;
- подготовка, утверждение и контроль выполнения графика учебных занятий, графика итоговых контролей;
- разработка годовых отчетов по учебной нагрузке кафедр;
- организация воспитательной работы на факультете, в студенческом общежитии;
- рассмотрение устных и письменных обращений в пределах компетенции и приём заявителей.

Факультет ведет деятельность по подготовке специалистов по образовательным направлениям бакалавриата 5111900-Дефектология (логопедия), 5111900-Дефектология (логопедика), 5111900 - Степень бакалавра в области дефектологии (олигофренопедагогика) А также обучаются магистры по спеицальностям Специальности 5A111901-Специальная педагогика, дефектология (логопедия), 5A111901-Специальная педагогика, дефектология (сурдопедагогика), 5A111901-Специальная педагогика, дефектология (олигофренопедагогика). В настоящее время на факультете работают 3 кафедры: «Логопедия», «Олигофренопедагогика» и «Сурдопедагогика». Все комнаты на факультете оснащены телевизором и проектором. Обучение организовано в три смены. В области обучения и курсов работают 32 академические группы, а наставниками назначаются высококвалифицированные преподаватели.
Декан по академическим вопросам (2) и декан по делам молодежи работают над организацией учебного процесса.

Научно-исследовательская работа.
Профессорско-преподавательский состав факультета проводит научно-исследовательскую работу по актуальным вопросам дефектологии:
1. Работа по совершенствованию подготовки кадров-дефектологов.
2. Личностно-ориентированный подход и социальная адаптация при обучении детей с нарушениями в развитии.
3. Технология воспитания и обучения детей с нарушениями речи слуха.
Кафедра готовит специалистов-магистров по специальностям «Логопедия», «Олигофренопедагогика» и «Сурдопедагогика».

Системная работа с молодежью и духовно-воспитательная работа на факультете Д. Адилова, заведующая кафедрой академической группы З. Ахмедова, Комитет женщин председатель М.Хамидова. На факультете высокий уровень мероприятий «Духовный день» и «Кураторские часы». На факультете осуществляются 5 инициатив, значимых организация досуга и талантов молодежи. В рамках 4-й инициативы на факультете была организована электронная библиотека QRBOOK на университетском уровне, которая собрала около 300 книг.

Читайте также