Кафедра «Общей педагогики»

Педагогика имеет свою научную основу как науку образования и развивается на основе диалектического права и новых идей. Однако его ускоренное развитие во многом связано с обширными научными исследованиями в этой области. Развитие педагогической сферы требует взаимозависимости и преемственности двух основных областей: подготовка педагогических и научно-педагогических кадров. Педагогический факультет Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами занимает особое место в развитии этих двух направлений одновременно не только в нашей стране, но и в Центральной Азии. В первые годы работы кафедры действовали С.Р.Раджабов, заместитель заведующего кафедрой М.Усмонов, преподаватели Т.Халилов и И.Хусанходжаев.

Детали

Педагогика имеет свою научную основу как науку образования и развивается на основе диалектического права и новых идей. Однако его ускоренное развитие во многом связано с обширными научными исследованиями в этой области. Развитие педагогической сферы требует взаимозависимости и преемственности двух основных областей: подготовка педагогических и научно-педагогических кадров. Педагогический факультет Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами занимает особое место в развитии этих двух направлений одновременно не только в нашей стране, но и в Центральной Азии. В первые годы работы кафедры действовали С.Р.Раджабов, заместитель заведующего кафедрой М.Усмонов, преподаватели Т.Халилов и И.Хусанходжаев.

Детально

С 1938 по 1942 год кафедрой руководил доцент В.Н. Мороз. С 1942 по 1944 год заведующим кафедрой был доктор педагогических наук, профессор Н.К. Константинов. В конце 1944 года доцент Н. Таканаев. С ноября 1947 года по 1990 год работал академиком Академии педагогических наук, заслуженным деятелем науки Узбекистана, профессором С. Р. Раджабовым. Руководил кафедрой доктор педагогических наук, профессор Б.Мирзахамедов. С 1992 по май 1995 года руководил кафедрой кандидат педагогических наук, профессор Х.Х.Хашимов. С мая 1995 года по сентябрь 1996 года доцент Е.Г.Шаин был кандидатом педагогических наук и руководил кафедрой. Доктор педагогических наук, профессор Ж.Ю.Хасанбоев руководил кафедрой с сентября 1996 года по октябрь 1998 года. С октября 1998 года по февраль 2001 года доктор педагогических наук, профессор Н.Н.Азизходжаева руководила кафедрой. С февраля 2001 года по март 2002 года кандидат педагогических наук, доцент С.А.Мадьярова руководила кафедрой. С марта 2002 года по декабрь 2010 года кафедру возглавляла заслуженный деятель культуры Узбекистана, доктор педагогических наук, профессор М.Х.Тохтакоджаева. С декабря 2010 года по ноябрь 2013 года доктор педагогических наук Э.Р.Юзликаева была заведующей кафедрой. С марта 2014 года по октябрь 2016 года возглавлял Б. Ходжаев. В настоящее время кафедру возглавляет доктор педагогических наук, профессор Д.И Рузиева. В настоящее время кафедра «Общей педагогики» является одной из крупнейших и основных кафедр нашего университета. В которой преподают 20 высококвалифицированных преподавателей. Среди них доктора педагогических наук, профессора М.Х.Тохтакоджаева, Ф.Н.Халилов, Д.И.Рузиева, Б.Ходжаев, Ш.Абдуллаева, кандидат педагогических наук, профессор А.С. Калдибекова, кандидат педагогических наук, доценты С.А.Мадьярова, X.А.Рузметова, Г.М.Курбанова, С.Б.Умаров, старшие преподаватели Ш.Х.Ташметова, С.Х.Конева, И.В.Морхова, Б.О.Джураева, М.А.Иргашова, С.А.Джумаева, Н.С.Мирсагатова, Г.Н.Ибрагимова, Ф.Мирзаева, преподаватели О.И.Абдуллаева, Г.М.Лафасова, Н.М.Гафурова, З.Д.Абралова, М.Х.Нишонова, К.Салихова, И.Р.Чориев, Б.Д.Мухаммадиев, С.Т.Азимова, Г.С.Муминова и другие. Имя академика Сиддика Раджабова оказывает большое влияние на популярность кафедры «Общая педагогика» как в республике так и в странах СНГ. Более 43 лет (1947-1990) академик С.Раджабов, возглавлявший кафедру, внес большой вклад в развитие педагогической науки, подготовку научно-педагогических кадров и создал научную школу. Академик С.Раджабов всегда помогал молодым учёным в его научно-педагогической деятельности. С.Раджабов много лет руководил специализированным советом по педагогическим наукам и служил для подготовки ученых не только для Узбекистана, но и для стран Центральной Азии. Академик С.Раджабов подготовил 7 докторов наук, 130 кандидатов наук. Под руководством Сиддика Раджабова профессорско-преподавательский состав кафедры преданно относились к развитию педагогических наук. Ярким примером этого стала публикация учебника «Педагогики» на узбекском языке в 1962 году для студентов педагогических колледжей. Учебник был переиздан в 1962, 1966 и 1981 годах. Кроме того, публикация книги «Антология узбекской педагогической мысли» в Московском педагогическом издательстве в 1986 году, благодаря членам творческой группы кафедра сделала крупный прорыв в развитии национальной педагогики. Принимая во внимание, что только в нескольких странах СНГ была опубликована такая великая педагогическая работа, можно сказать, что профессора и преподаватели кафедры являются большим моральным стимулом для развития национальной педагогики во время советского и постсоветского периода. На развитие и процветание кафедры огромное значение повлияло Независимость Республики Узбекистан. В каждой сфере деятельности кафедры произошли глубокие изменения. Эти изменения потребовали пересмотра исследований, преподавания и обучения, методологической работы. В результате профессорско-преподавательский состав кафедры определили следующие перспективные направления развития педагогической науки: 1) Подготовка и разработка предложений по Закону «Об образовании» Республики Узбекистан; 2) поэтапная реализация «Национальной программы по подготовке кадров»; 3) интеграция науки, образования и производства по подготовке педагогических кадров; 4) реформировать содержание педагогической науки, создать новые учебные планы и учебники; 5) изучение истории педагогических идей и воспитания молодого поколения в национальном духе; 6) проведение научных исследований по актуальным вопросам педагогики; 7) воспитание молодого поколения в духе патриотизма и развитие педагогических условий для формирования национальной идеологии и других. В первые годы независимости начал свою работу Специализированный Совет по педагогическим наукам, с 1991 по 2000 год 30 исследователей защитили кандидатские и докторские диссертации (O.Mусурмонова, У.Махкамов, Э.Сейтхалилов, A.Aбдукадиров, С.Нишанова, А.С.Калдыбекова, Ш.Авезов, М.Бозорова, Б.Адизов и другие). В течение этого периода преподаватели кафедры преподавали «Историю педагогики» (1996), период с самых ранних времен до независимости, на основе двух частей пособий «Антологии узбекских педагогических идей» (1995, 1999) и внес свой достойный вклад в предоставление новой учебной литературы высшим учебным заведениям республики Узбекистан. С 2000 года разработаны и систематизированы новые перспективные направления развития педагогических наук: 1) создание новых учебников на основе учебников ГОСта для общего среднего, среднего специального, профессионального образования и высших учебных заведений; 2) исследовательская работа на основе идеологии независимости; 3) модернизация содержания педагогических наук; 4) внедрение передовых педагогических технологий в непрерывное образование; 5) совершенствование методологического обеспечения педагогических наук; 6) развитие сектора образовательных услуг; 7) улучшение навыков работы талантливых студентов и развитие системы студентов - дисциплинированных студентов; 8) развитие инноваций и корпоративного сотрудничества и другие. В течение 2000-2012 гг. профессорско-преподавательский состав кафедры создали для общеобразовательных школ более 10 учебников, такие как «Идея национальной независимости и основы духовности», «Чувство Родины», «Русский язык», «Алфавит», для педагогических колледжей 6 учебников по «Педагогике» и «Истории педагогики» и более 40 учебников и учебных пособий для высших учебных заведений. Учебное пособие «Теория педагогики» А.С.Калдибековой, опубликованная в 2007 году, заняло третьей место на республиканском конкурсе в наминации «Лучший учебник и автор года - 2008», учебник «Педагогика» опубликованный в 2008 году под редакцией М.Х.Тохтаходжаева занял третье место на республиканском конкурсе в наминации «Лучший учебник года и автор учебника - 2009», учебник «Педагогическое мастерство» А.Холикова занял первое место на республиканском конкурсе в наминации «Лучший учебник года и автор учебника - 2012». Среди исследователей кафедры были защищены 40 докторских и магистерских диссертаций (Ф.Р.Юзликаев, К.Киличева, Е.Р.Юзликаева, Н.Нишонова, М.Усманбоева, Б.Мирзаолимов, М.Таджиева, М.Ахмедова, Б.Ходжаев, Г.Курбонова и др.), и в настоящее время занимаются педагогической деятельностью в различных сферах непрерывного образования. В течение этих лет кафедра работает с талантливыми студентами и имеет значительную работу в системе мастер-учеников. Профессора и преподаватели кафедры были лауреатами и награждены в Республиканской олимпиаде по «Педагогике» и Президентом Республики Узбекистан в области «Педагогика» и стипендий. В частности, замечательная исследовательская работа талантливых студентов в системе «Учитель-ученик» профессора А.Калдибековой. Он дважды является победителем Республиканской олимпиады по педагогике и 2 президентских стипендий. За годы независимости два профессора и преподаватели кафедры были награждены высокими наградами и медалями государства. В 2005 году доктор педагогических наук, профессор Н.Азизходжаева была удостоена звания «Заслуженный работник народного образования Узбекистана», а в 2007 году профессору А.Калдибековой была вручена медаль «Шухрат». В последние годы в соответствии с работой по реформированию системы подготовки педагогических кадров в республике, кафедра работает над модернизацией образовательных, методических, научно-исследовательских, духовно-образовательных и академических лицеев и профессиональных колледжей внимание уделено. В частности, выпускники магистратуры были привлечены на кафедру с целью омоложения персонала и подготовки перспективных молодых педагогических кадров. Также разработана электронная система преподавания педагогических наук; виртуальную лабораторию и практическую платформу для обучения, виртуальный музей. В 2012-2016 годах преподаватели кафедры издавали учебники по теме «Теория и практика общей педагогики», «Социальная педагогика», «Сравнительная педагогика», «Педагогическая техника» на узбекском, русском, казахском и английском языках. В национальных и зарубежных научных журналах и сборниках опубликовано 12 монографий, более 40 методических пособий и около 300 научных статей и тезисов. В целях создания основы для подготовки научно-педагогических кадров с 2014-2015 учебного года кафедра создала систему подготовки магистров по направлению «Теория и история педагогики». В 2016 году сотрудничество кафедры в научной области расширяется в сотрудничестве с Национальным университетом Белгорода России, Белгородским педагогическим институтом, центрами «Социосфера», «Ресурс», Национальным университетом Узбекистана и Московским филиалом МГУ на международных научных конференциях, семинарах и тренингах. В настоящее время 15 независимых исследователей работают над следующими докторскими диссертациями в следующих семи академических школах: 1. История развития школы в Узбекистане (научная школа академика Сиддика Раджабова). 2. История педагогических идей (научная школа К.Хашимова). 3. Педагогика высшего образования и инновационных педагогических технологий (научная школа Н.Н.Азизходжаевой). 4. Андрогическое образование (научная школа Дж.Хасанбоева). 5. Лингвопедагогика (научная школа М. Тохтаходжаевой). 6. Воспитание гармоничной личности (Научная школа С. Нишоновой). 7. Гармония национальных традиций и этического образования (научная школа С.Темуровой). В настоящее время кафедра создала студенческий научный кружок «Молодой педагог» и имеет 30 талантливых студентов. 22 июня 2015 года в связи с 80-летием университета была проведена научно-практическая конференция студентов на тему «Чтение академика Сиддика Раджабова». В 2015 году Б.Х.Ходжаев выиграл на республиканском конкурсе «Лучший педагог вуза» в области «Педагогики» образования. Вместе с замечательными достижениями, упомянутыми выше, профессорам и преподавателям кафедры представлены следующие направления перспективных направлений: 1) развитие современной концепции педагогической науки; 2) развитие мультимедийных образовательных и методических комплексов по предметам, преподаваемым на кафедре, и внедрение образовательной практики; 3) Оптимизация электронного механизма управления организацией рейтингового контроля по предметам, преподаваемым в отделе; 4) создание нового поколения электронных учебников и учебных пособий по предметам, преподаваемым в кафедре; 5) привлечение фундаментальных и прикладных проектов для эффективной реализации научно-исследовательских работ факультета; 6) создание электронного журнала «Педагогическая эвристика»; 7) поэтапное создание национальной энциклопедии педагогических идей, в том числе периода с древнейших времен до настоящего времени (30 век), на основе привлечения ученых республики. 31 мая 2016 года преподаватели кафедры провели II традиционную научно-практическую конференцию студентов по «Академическим чтениям Сиддика Раджабова». В июне 2016 года доктор философии, доцент Б.Ходжаев успешно защитил докторскую диссертацию. В 2016 году Г.Н. Ибрагимова, старший преподаватель кафедры, стала лауреатом в области «Педагогика» на Республиканском конкурсе «Лучший педагог вуза». Профессора и преподаватели кафедры регулярно проводят духовно-просветительскую деятельность. В частности, по случаю 45-летия научной работы доктора педагогических наук профессора М.Х.Тохтаходжаевой из категории «Узбекские педагогические ученые» преподаватели педагогических наук К.Ю.Киличева и педагогические науки, доцент Mадиярова C.A и были организованы студенческие семинары. Кроме того, в рамках плана духовного просвещения на веб-сайте университета организуются и публикуются серии мероприятий, направленных на повышение нравственной, этической, политической, правовой и социальной осведомленности молодежи.