“Технологии совершенствования коррекционно-образовательного процесса в школе для детей с нарушениями слуха”

Кафедрой Сурдопедагогики ТГПУ им Низами организован семинар в специализированной школе-интернате №80 г.Алмалыка “Технологии совершенствования коррекционно-образовательного процесса в школе для детей с нарушениями слуха”. 

Кафедрой Сурдопедагогики ТГПУ им Низами организован семинар в специализированной школе-интернате №80 г.Алмалыка “Технологии совершенствования коррекционно-образовательного процесса в школе для детей с нарушениями слуха”. В семинаре-тренинге принимали участие более 60 учителей и воспитателей специализированного образовательного учреждения для детей с нарушениями слуха.

И.о.зав.кафедры Х.Д.Калбаева в своем выступлении отметила большое внимание, уделяемое со стороны государства вопросам оказания медико-социальной помощи,  обучения и воспитания, трудоустройства и культурного отдыха лицам с нарушениями слуха. Подтверждением тому являются принятие Указа Президента от 5.09.2018 года № 5538 “О дополнительных мерах по совершенствованию управления в систему народного образования”, Постановление Президента “О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования” и других нормативно-правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для получения образования, социальную защиту и реабилитацию глухих и слабослышащих лиц.

Освещая актуальные направления оказания всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушениями слуха, выступающая указала на важность организации целенаправленной работы по профессиональной ориентации в их  последующей социальной аадаптации и реабилитации. Поэтому работа по данному направлению должна проводиться всеми участниками педагогического процесса. В процессе организованного диспута было отмечено, что диагностические тесты Климова, Голомштока и других авторов  по профессиональной диагностике, дидактические и ролевые игры-драматизации, экскурсии, использование загадок, стихов, пословиц, поговорок  являются действенными технологиями не только в профессиональной ориентации учащихся, но и в развитии их речевого общения и коммуникативных способностей.

Профессор кафедры З.Мамараджабова в проведенном тренинге обсудила с педагогами вопросы использования традиционных и нетрадиционных методов и современных технологий в обучении неслышащих детей родному языку. Участники семинара подтвердили необходимость рационального использования как традиционных так и интерактивных технологий, покаазали примеры применения компьютерных технологий на уроках для достижения образовательно-воспитательных и коррекционных целей в обучении детей. 

Доцент кафедры М.Хамидова рассказала о наиболее эффективных  технологиях взаимодействия коррекционного образовательного учреждения с родителями в целях повышения их педагогической культуры  совершенствования обучения и воспитания детей, развития речевого общения учащихся. Постоянное участие родителей в различных школьных мероприятиях и занятиях, развитие их психолого-педагогических знаний посредством организации тренингов, семинарских занятий по актуальным проблемам обучения и воспитания является важным условием  в достижении поставленных целей. Отмечено, что родительские конференции, посвященные обобщению и  распространению положительного родительского опыта по воспитанию детей, рассмотрение практических видов работ  по развитию речевого общения, в том числе изучение жестовой и дактильной речи превратят родителей в активных участников  образовательного процесса.

Доцент Ташкентского областного института повышения квалификации педагогических  работников  Ф.Кадирова в процессе тренинга обсудила педагогические технологии, используемые на коррекционных занятиях по развитию речевого общения и коммуникативных навыков, диалогической и монологической речи, грамматического строя речи, технологий провеедения мониторинга усвоения знаний, умений и навыков учащихся по родному языку.

Учитель-сурдопедагог школы-интерната № 102 г.Ташкента  К.Рахманова поделилась опытом работы  по организации коррекционных занятий по развитию слухового восприятия, обучению произношению, развитию речевого общения и грамматического строя речи. Участники семинара отметили, что хорошее обеспечение наглядно-дидактическим материалом урока, дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, применение интерактивных методов обеспечили результативность коррекционных занятий сурдопедагога.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Б.Таджиева, заместитель директора по духовно-проветительской работе Ф.Алхарова представили наглядную презентацию организации учебно-воспитательной и духовно-просветитедьной работы в школе-интернатте № 80, продемонстрировали достигнутые результаты в своей деятельности, проанализировали имеющиеся проблемы и ознакомили с перспективными задачами по оснащению учебного процесса звукоусиливающей аппаратурой, учебной мебелью и лабораторным оборудованием, совершенствованию коррекционно-образовательного процесса.