Ilmiy maqolalar

Current Art Education Problems in Uzbekistan





Maqola matni rus tilida keltirilgan

Current Art Education Problems in Uzbekistan

Key words: Fine arts, national traditions, education, independence, art education, teacher-artist.

Annotation: This article is devoted to the disclosure of actual problems of art education in Uzbekistan. Where the author emphasizes that the actual tasks of modern art education are the preservation of the characteristic features of traditional art, their own archaic religions, which has an impact on the character of the new art and dictates the development of modern art of Uzbekistan as a whole, and also plays a key role in obtaining artistic education by the younger generation.

С приобретением Независимости, Узбекистан, наряду со многими государствами добился огромных достижений в области производства, науки, техники, а также образования. Одним из факторов развития области образования в стране - это внедрение новых современных технологий в обучение (1). В области художественного образования актуальными стали проблемы усовершенствования профессиональных кадров по специальности изобразительного искусства. Формирование академического художественного образования, как правило, имеет долгую историю развития и становления традиций. В этом смысле художественное образование в Узбекистане не является исключением (2).

В национальной программе по подготовке кадров в соответствии с государственными стандартами в области дошкольного образования на занятия эстетического направления запланировано всего около 250 часов и весь образовательно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях ведется по программе “Ребенок третьего тысячилетия”. Следующий этап, являющийся основой национальной модели в сфере непрерывного образования, входит в систему всеобщего обязательного бесплатного 12 - летнего цикла (9-ти

75

www.auris-verlag.de Eastern European Scientific Journal

летнее обучение в среднем общеобразовательном учреждении и 3-ех летнее образование в профессиональном колледже или академических лицеях).

Стоит подробно остановится на преподавании дисциплин художественного направления: такие предметы как “Музыкальная культура”, “Изобразительное искусство” преподаются 1 час в неделю с 1 по 7 классы, а в 8-9 классах вводится предмет “Черчение”, в область этих дисциплин относится также “Трудовое воспитание” (1-9 классы). Получение первых навыков художественной грамотности через эти дисциплины происходит посредством изучения и последующего выполнения таких творческих работ как: изображение, аппликация, бумажная пластика, знакомство с национальными видами искусства (накш, курок) (3).

В системе среднего специального и высшего образования в художественных образовательных учреждениях, в том числе и в ВУЗах Узбекистана введены изучение европейских форм искусства наряду с местными ремесленными формами: живопись, графика, скульптура, дизайн хорошо сочетаются с изучением национальных традиций декоративно-прикладного искусства (художественная резьба по металлу, ганчу, золотошвейное мастерство Бухары, лаковая миниатюра и др.). Главная цель этой ступени художественного образования - обеспечение необходимых организационных, учебно-методических и психолого-педагогических условий для реализации целей и задач художественного образования, подготовка высококвалифицированных, конкурентноспособных специалистов в области различных видов искусства.

Большим и очень значимым событием в жизни государства стало создание в 1997 году по Указу Первого Президента Республики Узбекистан И.Каримова Академии Художеств Узбекистана, основная цель которой - это система непрерывного художественного образования, которое осуществляли 12 школ-интернатов, 3-коллежда и Национальный институт художеств и дизайна имени К. Бехзода. Наряду с этим высшим учебным заведением важную роль в художественном образовании подрастающего поколения выполняет факультет “Профессионального образования” Ташкентского Государственного педагогического университета имени Низами, где функционируют пять кафедр, три из которых - это кафедры профессионального и эстетического направления: “Изобразительное искусство и методика его преподавания”, “Инженерная графика и методика его преподавания”, “Трудовое воспитание и дизайн”. Наряду с НИХД имени К.Бехзода здесь также готовятся высокопрофессиональные кадры по направлениям бакалавриата и магистратуры. В отличие от раннее упомянутых учебных заведений, направленных на художественное образование, педагогический университет готовит не просто будущих деятелей искусства, а педагогов-художников, педагогов-дизайнеров, которые помимо своих профессиональных знаний должны обладать необходимым педагогическим минимумом, включающий в себя педагогические и психологические знания, новые педагогические технологии и передовые методики обучения, направленные на развитие художественного образования в целом.

На современном этапе глобализации, необходимо осуществить и закрепить тесную взаимосвязь между материальными культурными центрами и учебными заведениями Республики:

- соответствие музейных и выставочных экспозиций возрастным особенностям и степени знаниям;

76

www.auris-verlag.de Eastern European Scientific Journal

- необходимость тщательного рассмотрения всех типовых и учебных программ с учетом тесного сотрудничества учебных заведений с культурными центрами и музеями;

- постоянная обзорная экспозиция богатого национального художественного наследия для учащихся сферы непрерывного образования;

- соответствие диалога между учащимся и педагогом, заказчиками и работниками сферы культуры, гармонии экспозиций прошлого и современности;

- на основе взаимовыгодных условий обеспечить постоянную взаимосвязь между музеями и выставочными центрами;

- укрепление в качестве составной части деятельность музеев и центров духовной культуры в учебно-воспитательном процессе;

- на основе общегуманитарных и естественно-географических дисциплин понять необходимость в усилении связи с молодым поколением работников сферы культуры;

- понять воспитательные возможности такой системы как:“музей-учебное заведение-семья”;

- определение методических, научно-технических и организационных возможностей относительно связи между учебными заведениями и культурными центрами и её практическое использование;

- повышение мастерства специалистов пропагандирующих интеграцию культуры и художественного образования;

- в какой-то степени обеспечение непрерывности связи между учебным заведением и культурными центрами;

- создание научно-методической системы для повышения активности, рассматривая все воспитательные цели взаимосвязанного понятия “учебное заведение-музей (центр культуры)-образование”.

Уникальная специфика узбекского менталитета заключается в большой мобильности, в умении адаптироваться к изменяющейся ситуации и что самое важное-активно взаимодействовать со всем новым, что привносит жизнь. Вместе с тем актуальными задачами современного художественного образования является сохранение характерных черт традиционного искусства, собственных архаических религий, которое имеет влияние на характер нового искусства. И несмотря на всевозможные влияния на местную культуру извне, в основе мировоззрения и художественного образования Узбекистана сохраняются древние автохтонные традиции изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

На этом этапе необходимо подчеркнуть, что Узбекистан является синтезом культур различных национальностей проживающих на ее территории. Но несмотря на это даже в самые трудные и переломные моменты для государства, Узбекистан не переставал воспроизводить в новом качестве свои исконные традиции, что получило широкий резонанс именно в художественном образовании нации. Художественное образование обладает уникальной возможностью одновременно конкурировать и вступать в диалог с техническим прогрессом. В заключении напрашивается мысль о том, что художественное образование в современном Узбекистане, продолжает активно внедрять и сохранять собственные многовековые традиции и одновременно активно осваивает мирово сохранять собственные многовековые традиции и одновременно активно осваивает мировой художественный опыт, что ведет к модернизации всех сфер жизни государства.

References:

  1. Valiev AN, Tulanova DZh, Gulomova NKh. Modern pedagogical and innovative learning technologies in drawing classes: Young scientist, №3 (189), Kazan, 2018; 183.
  2. Khasanova NS. Some pages of the history of classical art education in Uzbekistan: Bulletin of MGUKI, 4 (72), 2016; 190.
  3. 3. Art education in Uzbekistan: the development of creative potential in the XXI century (situational analysis and development prospects). [Internet] Available from: http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/images/Presentations/Uzbekistan_Arts%20Education_Presentation_rus.pdf
DOI 10.12851Туланова Дилноза EESJ201805.pdf

published at: Eastern European Scientific Journal,
published year: 2018 ,
post date: 2020 yil 27 fevral